Что такое афферентная кинестетическая афазия, когда она возникает и как проявляется.
Если поражены вторичные зоны нижнетеменных и постцентральных отделов, расположенных в коре головной мозга, то моторную афазию называют афферентной кинестетической.
В этих зонах расположены нервы, которые отвечают за импульсы, поступающие в нижние, верхние конечности, лицо и артикуляционный аппарат: губы, язык, глотка.
Виды афферентной кинестетической афазии
Существует два вида афферентной кинестетической афазии:
-
В первом случае ребенок практически не может говорить даже в самых простых и привычных для него ситуациях. Малыш может пробовать что-то сказать, но из-за нарушений работы определенных отделов коры головного мозга он способен лишь хаотично двигать губами и языком, заменяя одни звуки другими.
-
Во втором случае, который называют также проводниковой афазией, у ребенка сохраняется определенный набор речевых клише.
Проявления
афферентной кинестетической афазии
В начале афферентной афазии, сразу после травмы или другого повреждения коры головного мозга, ребенок может вообще перестать понимать речь других людей, но, как правило, этот период длится недолго – до нескольких дней.
В дальнейшем этот признак частично останется, но лишь в тех случаях, когда малышу придется различать слова, в которых использованы похожие звуки, например «б-п», «а-о» и так далее.
При понимании слов, которые слышит ребенок, такой дефект не слишком мешает, но когда нужно будет обучать малыша письму – родители столкнутся с этой проблемой в первую очередь. При этом ребенок вполне сможет понимать обращенные к нему просьбы, отдельные слова и разговорную речь, если она касается бытовых вещей или того, что происходит в данную минуту.
Сложности возникают в том случае, когда больному нужно понять речь, в которой используются пространственные понятия. При афферентной афазии ребенок не может разобраться, какие предметы расположены на, под, внутри или снаружи чего-либо.
Не в силах больной разобраться и со сложными глаголами, которые образованы из формы с приставкой. Кроме того, он неправильно употребляет падежные формы личных местоимений, например «твоя-твой-твое».
Расстройства касаются не только речи, но и ощущения себя в пространстве. Ребенку, к примеру, сложно выбрать игрушку на полке или определить, где именно он находится по отношению к дому.
Уровень нарушений письма и чтения в первую очередь зависит от тяжести повреждений коры головного мозга. При втором типе афферентной кинестетической афазии дети часто записывают зеркальное отображение слова, могут писать сначала гласные, а затем согласные или вообще пропускать гласные.
В легких случаях, если нарушения коснулись только гортани и глотки, у ребенка может практически полностью сохраниться письменная речь, при помощи которой он способен общаться с окружающими его людьми.
18 октября 2011