ГлавнаяРегистрацияВход Мой сайт
Воскресенье, 19.05.2024, 18:03
Форма входа
Меню сайта

Поиск

Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Архив записей

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 0

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Главная » 2014 » Июль » 17 » Афазия логопедическая работа. Принципы работы логопеда при афазии
    23:14

    Афазия логопедическая работа. Принципы работы логопеда при афазии





    Основные принципы, на которых строится работа по восстановлению речи с больными, страдающими афазией, могут быть сформулированы следующим образом.

    1. С первого дня надо восстанавливать общение больного с помощью речи. Для этого к больному надо относиться как к говорящему человеку, т. е. с ним надо много говорить на близкие для него эмоционально значимые темы, добиваясь ответов на поставленные вопросы. Надо использовать все речевые возможности больного, растормозив для этого потенциально сохранившуюся речь путем работы шепотом, с соблюдением оптимальных, индивидуальных для каждого больного интервалов. Словарь, который осваивается больным, подбирается по эмоциональной и семантической значимости, а не по принципу «фонетической трудности».

    2. Для предупреждения развития и укрепления в речи больного аграмматизмов каждое новое слово с первого же дня преподается ему в различных формах. Другими словами, весь восстанавливаемый у больного словарь сразу дается ему в различных фразеологических контекстах.

    3. Занятия по восстановлению речи начинаются одновременно с началом активных упражнений лечебной физкультурой и проводятся вначале ежедневно, затем через день с постепенным расширением круга лиц, с которыми общается больной. Такая организация логопедической работы исключает фиксацию у больного отношения к себе как к человеку, который не сможет овладеть речью.

    4. Работа над восстановлением письма и чтения начинается тогда, когда речь больного достаточно восстановилась, чтобы можно было производить фонематический анализ слова. Нередко сохраняющиеся у больного обрывки глобального чтения используются в первое время лишь как психологический стимулятор в моменты, когда больной начинает сомневаться в восстановлении. При расстройствах письма и чтения, в основе которых лежат зрительно-пространственные нарушения, следует широко использовать методику конструкции и реконструкции букв из элементов, предложенную Б. Г. Ананьевым.

    5. Каковы бы ни были конечные результаты восстановительной работы, перед логопедом всегда должна стоять только одна задача: стремиться полностью восстановить речь больного.

    Какие пособия нужны логопеду для проведения занятий по восстановлению речи?

    1. Настенное зеркало.

    2. Набор бытовых предметов (очки, ложка, вилка, нож, тарелка, чашка, ручка, карандаш, спички, набор коробок, различных по величине, форме и цвету, тетрадь, книга, ключи различные, нитки различных цветов, платок, бумага, кружка, конверт, марка и др.).

    3. Наборы картинок: а) для называния одного, двух и нескольких действий; б) серия картин с постепенно развивающимся действием; в) сложные картины для их писания; г) наборы картинок, изображающих отдельные предметы, для занятий по фонематическому анализу слова (желательно, чтобы тематика картинок, перечисленных в пунктах «а, б, в», по содержанию своему соответствовала возрастным и, по возможности, профессиональным интересам больных).

    4. Набор элементов букв печатного шрифта, вырезанный из фанеры или картона, с достаточным количеством каждого элемента.

    5. Разрезная азбука с достаточным количеством отдельных букв и всевозможных слогов.

    6. Наборы плакатиков с текстом, написанным печатным и письменным шрифтами.

    7. Наборы букв, написанных разными шрифтами (В. М. Смирнов, 1962).

    8. Наборы плакатиков со специальными слогосочетаниями для работы: а) над слоговым чтением; б) над переменным ударением; в) над дифференцировкой звуков, близких по произношению и близких по звучанию; г) над запоминанием звукового ряда.

    9. Наборы плакатиков с пословицами и поговорками.

    10. Наборы плакатиков для исследования тонкости семантического различения (например, «у склада с оружием стоял солдат» - «у склада стоял солдат с оружием»).

    11. Слоговые таблицы для отработки дифференцировки звуков, близких по артикуляции, и звуков, близких по звучанию.

    12. Наборы мелких предметов для восстановления восприятия посредством активного осязания.

    13. Счетные палочки, связанные по десяткам.

    14. Два набора одинаковых картинок и картинок, мало отличающихся друг от друга.

    15. Два набора одинаковых предметов различной длины, ширины и толщины.

    16. Набор букв печатного или письменного шрифта размером 15х10 см, нарисованных тушью или наклеенных на плотной бумаге размером 20х18 см (толщина основных линий 2 см, колосковых 0,5 см) для восстановления чтения у больных с атаксией взора.

    17. Набор полосок плотной бумаги с прорезями различной длины для восстановления чтения у больных с атаксией взора.

    18. Набор различных монет.

    Все перечисленные наборы пособий должны быть портативны, чтобы их можно было разложить либо на постели, либо на столе перед больным. Крупные таблицы и картины, развешиваемые обычно на стене, неудобны для работы с больными, страдающими афазией.

    Пособия, перечисленные в пп. 3, 4, 6, 8, 9, 10, 11, 14, 16 и 17, без труда могут быть приготовлены логопедом. Так, для наборов картинок годятся цветные картинки на использованных конвертах, открытки. Могут быть вырезаны картинки из букварей. Наконец, можно использовать пособие «Разговорные уроки по русскому языку для нерусских школ». Картинки наклеиваются по одной на картон и раскладываются по темам в специальные картотечные ящики.

    Элементы букв (п. 4) следует иметь двух видов: однотонные и раскрашенные, причем каждый элемент всегда окрашен в один определенный цвет.

    Для плакатиков (п. 6) используются отрезанные от картинок подписи к ним (если они напечатаны достаточно крупным шрифтом) или любые предложения, вырезанные из книг, журналов, газет и наклеенные на картон. Следует очень внимательно следить за тем, чтобы все плакатики, которыми пользуется логопед с данным больным в начале занятий, были напечатаны одним шрифтом и написаны одним почерком.

    Если большинство перечисленных выше пособий постоянно и может быть использовано почти с любым больным, то набор (п. 6) обязательно индивидуализируется для каждого больного в зависимости от его конкретных интересов и возможностей произношения, о чем подробнее будет указано ниже.

    Длительность занятий с каждым больным различна и в значительной мере определяется индивидуальной утомляемостью больного. На начальных этапах работы занятие длится 15—20 минут, в течение которых делаются перерывы каждые 3—4 минуты (в среднем). Длительность же самого перерыва зависит от состояния и утомляемости больного. Таким образом, больной занимается активно не более 6—9 минут. Постепенно время занятий удлиняется и доводится до часа для логопеда и 40 минут для больного (с учетом перерывов).

    Первые три—четыре недели желательно проводить занятия ежедневно по 15—20 минут, далее — через день, давая на свободные от занятий дни задания как для самостоятельной работы, так и для работы с кем-либо из родственников или персонала, специально инструктируемых для каждого занятия. Заниматься с больными два раза в неделю мало. Время от времени больному нужно давать полный отдых на несколько дней.

    Там, где это возможно, желательно производить магнитофонные записи речевых занятий. С одной стороны, эти записи будут служить объективным контролем динамики восстановления речи у больного, с другой, они смогут быть систематизированы в качестве методического пособия для логопедов. Однако записи следует организовать таким образом, чтобы больной не знал о них, дабы не создавать лишней травмирующей психику ситуации.



    Источник: doctornet.ru
    Просмотров: 9298 | Добавил: sormaccon | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0

      Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz