ГлавнаяРегистрацияВход Мой сайт
Воскресенье, 19.05.2024, 11:32
Форма входа
Меню сайта

Поиск

Календарь
«  Май 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031

Архив записей

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 0

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Главная » 2014 » Май » 24 » Афазия у дошкольников. Приобретённая афазия у детей дошкольного возраста
    02:09

    Афазия у дошкольников. Приобретённая афазия у детей дошкольного возраста





    афазия у дошкольников
    Журнал: Клиническая эпилептология, 2010 г.
    Раздел: Оригинальные статьи и обзоры
    Автор: Колягин В.В.
    PDF версия статьи: (загрузить)


    Заикание – «детская болезнь» [1] развивается в подавляющем большинстве случаев в дошкольном возрасте. Проблеме расстройств речи объединяемых термином «заикание», многие годы посвящается значительное количество медицинской и психологической литературы.

    С позиции ортодоксального психоанализа [2] заикание – это невроз, при котором, упорные постоянные повторения являются выражением орального эротизма.

    Неофрейдисты заикание относили к внешним проявлениям глубинных нарушений личности. Заикающиеся так говорят, «потому, что у них есть потребность, которая лучше удовлетворяется посредством заикания, чем через нормальную речь» [3].

    Согласно теории научения, ранее широко распространённой в США [4] – заикание это форма поведения, являющаяся результатом научения, связанная со специфическим страхом или тревогой.

    Двигательные, в том числе, речедвигательные нарушения, обусловленные преобладающей ролью психомоторного реагирования, считаются характерным при неврозах у детей [5].

    Психические травмы шокового и субшокового характера, реже длительные психотравмирующие ситуации, сопровождающиеся испугом, согласно представлениям Ковалева В.В. [6], являются причиной системных неврозов. В случаях моносимптомного нарушения речевой функции, как и при системных неврозах, речь идёт о нарушениях многоуровневой системной речевой функции [7-9].

    В настоящее время, в зависимости от соотношения этиологических и этиопатогенетических факторов, заикание рассматривается как:

    1. Невротическое заикание – дискоординационное речевое расстройство или системный речедвигательный невроз, обусловленный преимущественно психогенными факторами [6, 10, 11];
    2. Неврозоподобное заикание (синдром при других заболеваниях возникающих на резидуально-органической почве).

    При этом, во многих случаях, заикание рассматривается как «системный речедвигательный невроз». Это так называемые «неврозы ожидания» или «неврозы дезавтоматизации функций», протекающие с нарушением различных, в том числе речевых функций [7, 8]. Предложены различные психотерапевтические и логопедические методы реабилитации.

    В течение 2005 г., нами в условиях психотерапевтического центра «Сибирская Акция Врачей», обследовались и наблюдались восемь детей (пять мальчиков и три девочки) дошкольного возраста, направленных на консультацию педиатрами с диагнозом «Заикание» либо «Логоневроз». На момент первичной консультации, полный возраст пациентов составил: 4 года 6 мес. – один ребёнок; 5 лет – три ребёнка; 5,5-6 лет – два ребёнка; 6-6,5 лет – два ребёнка.

    Во всех случаях, со слов матерей или бабушек, дети родились без осложнений (в одном случае безводный период до 10 часов и длительное лечение пневмонии в возрасте 1,2 года), психофизически развивались хорошо, не отставали и даже опережали сверстников. Все заговорили к одному году, к 2-2,5 годам – фразовой речью. Буквы выговаривали хорошо, чётко (один мальчик слегка «картавил» – как и взрослая мать). Отличались активностью, подвижностью, неусидчивостью, любознательностью, увлекались стихами, с удовольствием слушали и читали сказки, пели песни, полученную информацию хорошо усваивали и воспроизводили. Посещали дошкольные учреждения, легко адаптировались в группе, не проявляли невропатического реагирования, режим сна и активности соблюдали без проблем.

    Дефект речи у всех детей стал появляться исподволь, постепенно с 3-4,5 лет («Затрудняется начинать говорить»; «Речь стало, как застопоривать, не хватает дыхания»; «В садике заметили, что стал больше молчать – стесняется»; При разговоре «спотыкается»). На фоне усиливающегося «заикания» появилась и нарастала нервозность, раздражительность, плаксивость, обидчивость.

    Дети обследовались и лечились без успеха, в том числе у неврологов, в отдельных случаях получали нетрадиционное лечение (травами; «у бабушки»). Обращение на данную консультацию было через 0,5-2 года от начала заикания.

    На просьбу говорить у детей возникали затруднение вокализации с тоническим и/или клоническим напряжением мышц шеи.

    На ЭЭГ регистрировались тета-волны средней или повышенной амплитуды в передне-центральных отведениях, без регистрации эпилептиформной активности. При гипервентиляции отмечалось усиление дезорганизации диффузных синхронных (в ряде случаев – билатеральных синхронных) тета-волн амплитудой до 100 мкВ в височных, либо лобно-височных областях.

    КТ-исследование, проведённое в четырёх случаях, данных за структурное поражение головного мозга не выявило.

    Всем детям назначалась монотерапия Депакином Хроно 300 (ГАМК-ергический препарат, производное вальпроевой кислоты): по 1/4 – 1/2 таблетки утром, с пятого дня по 1/2 – 1 табл. утром., с учётом возраста и клинического эффекта, по принципу – «максимальный эффект – минимальной дозой». В четырёх случаях применялась максимальная доза – одна таблетка Депакина Хроно 300 утром. Эффект терапии, у всех детей отмечался с первой недели, с последующим полным восстановлением нарушенных речедвигательных функций. С первых приёмов Депакина («эффект второй – третей таблетки») дети становились спокойнее, уходила нервозность, раздражительность, плаксивость.

    Двоим детям старшего возраста, через 3,5 мес. приёма, назначение Депакина Хроно 300 отменено (полное использование одной упаковки из 100 таблеток). Возобновления речевых дисфункций не было.

    У девочки пяти лет, после одного месяца терапии Депакином Хроно 300, начиная с первой недели лечения, имела место полная нормализация речи. В результате самостоятельной отмены родителями препарата на три недели (в связи с операцией по поводу мастита) – возобновилась моторная афазия, которая была купирована вновь начатым приемом Депакина Хроно 300.

    Основными отличительными особенностями данного состояния от описываемого в эпилептологической литературе синдрома эпилептической афазии Ландау-Клеффнера [12, 13] является:

    1. Отсутствие в клинической картине заболевания эпилептических припадков (при синдроме эпилептической афазии Ландау-Клеффнера в 2/3 случаев встречаются парциальные комплексные и/или парциальные вторично-генерализованные припадки);
    2. Отсутствие на ЭЭГ, в височных областях, специфических эпилептиформных феноменов (при синдроме эпилептической афазии Ландау-Клеффнера: непрерывные нерегулярной частоты, 1-3,5 Гц, высокоамплитудные, до 200-500 мкВ, комплексы спайк-волна, полиспайк-волна, острая волна-медленная волна, спайки, острые волны).

    Известно, что формирование речедвигательного центра у ребёнка завершается примерно к семи годам [14]. Дисфункция височно-лобных областей мозга может привести к дефекту развития когнитивных, коммуникативных и в том числе, речевых функций в сочетании с неврозоподобными эмоционально-волевыми проявлениями.

    Таким образом, приобретенная афазия дошкольного возраста может возникнуть у нормально развивающихся детей; без явной неврологической и психологической дисфункции до заболевания; без явного психогенного травматизирования; без явных эпилептиформных феноменов на ЭЭГ.

    Переоценка невротического генеза «заиканий» развившихся в дошкольном возрасте и соответствующая неадекватная терапевтическая тактика способствуют декомпенсации и дезадаптации данного контингента больных. Назначение ГАМК-ергического препарата Депакин Хроно 300 патогенетически обосновано в виде монотерапии при неврозоподобных, и в сочетании с психотерапией в случаях невротических «заиканий».

    Литература

    1. Сикорский И.А. Заикание. Киев, 1889.
    2. Bryngelson В. A method of stuttering.-J. abnorm. soc.Psychol., 1935, v.30, p.194-198.
    3. Eisenson J., Oglive M. Stuttering as a preservative behaviour. - In: Stuttering: a Symposium.
      New York, 1963, p.401 -452.
    4. Hill H. Stuttering: A review and integration of data. 1944.
    5. Сухарева Г.Е. Лекции по психиатрии детского возраста.-М.: Медгиз, 1959.
    6. Ковалев В.В. Психогенные (реактивные) заболевания.-М., 1979.
    7. Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса.-М.: Медицина, 1968.
    8. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека.-М.: Изд-во МГУ, 1969, 504с.
    9. Шкловский В.М., Визель Т.Г. Проблемы патологии речи органического и функционального генеза (клинико-психологический аспект и терапия). Сб. научных трудов. - М.: Изд-во Московского НИИ психиатрии МЗ РСФСР, 1985, с.5-12.
    10. Мясищев В.М. Личность и неврозы. Л.: Изд-во ЛГУ, 1960.
    11. Карвасарский Б.Д. Неврозы: руководство для врачей.-М.: Медицина, 1980, 447 с.
    12. Колягин В.В. Основы этиопатогенеза, клиники, диагностики и лечения эпилепсии.- Иркутск, 1998, 100с.
    13. Зенков Л.Р. Лечение эпилепсии. - М.: 2001, 232 с.
    14. Зенков Л.Р. Клиническая эпилептология. Медицинское информационное агентство.- М: 2002, 416 с.


    Источник: www.epileptology.ru
    Просмотров: 305 | Добавил: sormaccon | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0

      Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz