ГлавнаяРегистрацияВход Мой сайт
Воскресенье, 19.05.2024, 16:27
Форма входа
Меню сайта

Поиск

Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Архив записей

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 0

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Главная » 2014 » Июль » 16 » Тотальная афазия это. Стимулирование понимания речи на слух у больных с тотальной афазией
    08:56

    Тотальная афазия это. Стимулирование понимания речи на слух у больных с тотальной афазией





    Стимулирование понимания речи на слух у больных с тотальной афазией

    Особенно трудным для логопедов является подход к больным с тотальной афазией. Логопеды не знают, с чего начать работу, как подойти к больному, который не пони­мает обращенной к нему речи, не произносит сам ни од­ного слова. Многочисленные наблюдения показали, что нарушения рецептивной стороны речи при тотальной афа­зии часто носят функциональный нейродинамический ха­рактер. В этих случаях нельзя использовать методику вос­становления фонематического слуха, применяемую у больных с сенсорной афазией, основанную на развитии фонематического слуха (Э. С. Бейн, 1948). Эта методика требует активного, сознательного участия больного в про­цессе занятия, предусматривает обход слухового разли­чения речи путем использования оптической, тактильной, а главное, смысловой дифференцировки. Все это недоступ­но при работе с больными, которые только что вышли из состояния нарушения сознания и являются инактив-ными.

    Логопедические занятия при тотальной афазии мы на­чинаем с восстановления понимания речи на слух. Анали­зируя структуру речевых расстройств у больных с афа­зией, многие исследователи в последнее время особенно подчеркивают значение сохранности у них слухового вос­приятия речи (Э. С. Бейн, 1964).

    Для работы с больными при наличии тотадьной афа­зии мы использовали побудительную речь.

    Содержание методики. Методика стимулирова­ния понимания речи на слух для больных с тотальной афазией основана на соотнесении ими интонаций с же­стом, вызывании определенных двигательных и мимиче­ских реакций у больного, использовании фонологических особенностей интонаций. Для стимулирования понимания речи на слух больному с тотальной афазией предлагается выполнять по устной инструкции различные действия.

    Первыми заданиями для больных тотальной афазией являются, как правило, следующие:

    Закройте глаза (книгу, тумбочку, ящик и т. д.); откройте их; пока­жите язык; покажите зубы; поднимите руку; дайте руку (чашку, книгу); возьмите...; поправьте...; сядьте; причешитесь. А позже: натяните-пейте... наденьте..., встаньте... бросьте..., ложитесь... и т. д.

    В тех случаях, когда больной затрудняется выполнить то или иное задание, мы показываем ему соответствующее действие, которое он должен затем выполнять по повтор­ной инструкции. Каждое правильно выполненное действие подкрепляется мимическими и жестовыми поощрениями, сопровождаемыми соответствующе интонационно окра­шенными словами: «Хорошо!», «Очень хорошо!», «Моло­дец!» и т. д.

    Слова предикативного характера, неоднократно вос­принятые больным на слух, становятся постепенно осно­вой его «пассивного» словаря. Такое накапливание пока еще «пассивного» глагольного словаря создает предпо­сылки для восстановления внутренней речи больного и тем самым отвечает задачам предупреждения в речи этих больных аграмматизма.

    Обычно стимулирование понимания речи на слух у больных с тотальной афазией с помощью побудительных инструкций длится 10—15 дней. К концу 3-й недели в большинстве случаев вырисовывается та или иная форма афазии, что позволяет на следующем этапе действовать более целенаправленно в зависимости от того, какая афазия выявлена — моторная или сенсорная.

    Таким образом, посредством использования интонаци­онно-эмоциональной стороны побудительной речи и акти­визации с ее помощью деятельности больного удается со­действовать восстановлению контакта с больными и стиму­лировать в известной степени понимание им некоторых ре­чевых инструкций.

    Стимулирование понимания речи на слух у больных с моторной афазией

    Психологический анализ нарушений речи при мозговых катастрофах помогает понять взаимоотношения различных патологических симптомов и на этой основе строить про­цесс восстановительной терапии. Так, при любой форме афазии можно обнаружить первичные звенья речевого рас­стройства и вторичные, закономерно связанные с первыми. Например, нарушение внутренней речи (первичный симп­том моторной афазии) влечет за собой возникновение аг­

    рамматизма типа «телеграфного стиля» в устной речи больных (М. С. Лебединский, 1941; А. Р Лурия, 1947, 1962; Э. С. Бейн, 1964).

    Нарушения понимания у больных с моторной афазией отчасти объясняются и «явлениями патологической инерт­ности в речевой сфере, которые мешают быстрому и пла­стичному переключению с одного словесного образа на дру­гой» (А. Р. Лурия, 1962).

    Содержание методики. При восстановлении на раннем этапе вторично нарушенного понимания чужой ре­чи у больных с моторной афазией и в целях предупрежде­ния аграмматизма «телеграфного стиля» стимулируется понимание глаголов, предлогов, местоимений и понимание фраз, различных несложных синтаксических конструкций (восклицательных, вопросительных, повествовательных, по­будительных) с постепенным включением придаточных предложений времени, места, причины, цели и т. п.

    Понимание больными устной речи на первом этапе ра­боты по этой методике проверяется так же, как и при то­тальной афазии, посредством выполнения ими различных устных инструкций. В тех случаях, когда больной не пони­мает задания или выполняет его не совсем точно, логопед показывает ему непонятное действие, после чего боль­ной должен выполнить его по повторной инструкции лого­педа.

    Побудительные инструкции в зависимости от состояния больного иногда повторяются, произносятся в замедленном темпе. В некоторых случаях приходится делать паузы ме­жду заданиями или предупреждать больного о переходе к другим видам работы.

    Позже для проверки понимания больным обращенной к нему устной речи используется уже его речевая реакция, слова «да», «нет» и др.

    Итак, кроме инструкций, которые мы перечислили при описании предыдущей методики, больным предлагаются задания:

    Откройте книгу, тумбочку, ящик, дверь; закройте ее, его, закройте дверь (если это доступно больному); поднимите руку, ложку, карандаш; выньте...; возьмите...; положите...; положите НА книгу...; выньте ИЗ кни­ги...; найдите ручку, сахар; найдите В тумбочке книгу; найдите В книге картинку; спрячьте В тумбочку книгу; положите В тумбочку...; положи­те НА тумбочку...; положите ПОД книгу; поправьте ошибку; поправьте ошибку карандашом; возьмите У соседа...; возьмите СО стола...; расска­жите О...; повторите; повторите еще раз; напишите...; наденьте...; встань­те; ложитесь НА спину, НА бок; подойдите К...; попросите; возьмите

    книгу и положите ее НА...; встаньте и откройте...; покажите картинку, на которой нарисовано: мальчик плывет, мальчик бежит, мальчик учит уроки и т. п.; покажите картинку, на которой нарисована женщина, ко­торая режет хлеб (колбасу и т. п.); женщина, которая читает книгу (газету, письмо и т. п.); дайте мне картинку, на которой изображен бегающий мальчик, плывущий мальчик и т. п.; возьмите стакан, а затем поставьте его на окно; возьмите стакан, отпейте из него воды, а затем поставьте на тумбочку и т. п.

    По мере восстановления понимания больным побуди­тельных заданий и известного растормаживания его экс­прессивной речи переходим к стимулированию понимания вопросов, иногда с опорой на картинку. С помощью вопро­сительной формы речи стимулируем, побуждаем больного к устному высказыванию и уточняем понимание им услы­шанной речи.

    Больным предлагаются следующие вопросы:

    Вас зовут...? вы живете в...? вы жили в...? вы ездили в (на)...? зна­комы ли вы с...? знаете ли вы...? слышали ли вы...? любите ли вы...? читали ли вы....? смотрели ли вы...? помните ли вы...? бывает ли летом гололед? бывает ли зимой засуха? когда бывает гололед? когда бывает засуха? есть ли у вас пальто? когда надевают пальто? зачем его надевают? какие бывают пальто? где их шьют? и т. п.

    Иногда предлоги выступают в качестве самостоятель­ных уточняющих, побудительных или вопросительных пред­ложений (На!, На?, В!, В?, К!, К? и т. д.). С помощью во­просительной или различных побудительных интонаций уточняются и исправляются все допущенные больным ошибки.

    Эти упражнения, включающие употребление существи­тельных с предлогами и без предлогов в различных косвен­ных падежах, произносимых как логопедом, так, позже, и больным, являются частью логопедических занятий в течение довольно продолжительного времени (11/2—2 ме­сяца).

    Стимулирование понимания речи на слух не только при­учает больного к выполнению словесных инструкций, но и содействует более общему развитию восприятия речи. Так, логопед рассказывает больному о событиях дня, проводит «беседы» по эмоционально значимым картинкам, больные приучаются понимать различные грамматические конструк* Дни предложений. «Беседы» на темы дня, которые проводит логопед с больными и в которых речь больного еще очень односложна, бедна, должны носить эмоциональный, заин­тересовывающий больного характер, создающий ему бод­рое настроение. Речь логопеда в процессе таких бесед дол­

    жна быть четкой, не шаблонной, структурно несложной, но разнообразной, закладывающей понимание больным раз­личных грамматических конструкций.

    Таким образом, при использовании побудительной речи происходит как бы скрещивание двух основных методов восстановительного обучения — стимулирующего и преду­преждающего.

    Стимулирование понимания речи на слух у больных с сенсорной афазией

    Больные с сенсорной афазией на раннем этапе после ин­сульта, как правило, крайне возбуждены, не осознают свое­го болезненного состояния, тяжело реагируют на трудности контакта с окружающими, не соблюдают режима клиники (встают, пытаются ходить, отказываются принимать ле­карства и т. д.). Поэтому установление контакта с ними является первоочередной задачей.

    Содержание методики. Процессу налаживания контакта, подведению больного к мысли о необходимости занятий с логопедом содействуют неречевые виды работы. На первых занятиях больному предлагают для срисовыва­ния и списывания очень простые, схематичные рисунки и подписи к ним. В этих же целях используют складыва­ние разрезных картинок. Инструкции к действию даются с помощью мимики и жестов, иногда приглашаются для наглядного объяснения лечащий врач или какой-либо другой «ассистент», который выполняет задание лого­педа.

    Как правило, больные с сенсорной афазией решительно берутся за выполнение такого «простого» задания, как спи­сывание или срисовывание. При этом часто выявляется де­фектность их копирования, которую больные не сразу за­мечают. Если больной сам не видит своих ошибок, ему на них указывают. При повторных попытках копирования, при попытках исправления больные, как правило, допуска­ют новые ошибки.

    По мере установления контакта в процессе занятия включаются устные инструкции, различные виды побуди­тельной речи. Так, в процессе неречевых форм деятельно­сти (срисовывание, списывание и другие виды копирова­ния), когда больной подводится к пониманию самого фак­та речевого расстройства, логопед приучает его слушать и понимать интонацию речи.

    С 5—6-го занятия вся подражательная работа больного сенсорной афазией, которая организуется путем мимики и жестов, сопровождается краткими интонационно-насыщен­ными репликами логопеда («Да!», «Нет!», «Нет-нет!», «Правильно!», «Хорошо!», «Еще раз!», «Здесь ошибка!», «Дайте!», «Покажите!» и т. д.). Постепенно словарный со­став побудительных инструкций логопеда расширяется от одного до двух, а затем и трех слов.

    Когда больной «свяжет» интонацию фразы «Дайте!» с жестом, в устную инструкцию вводится второе слово: дай­те картинку; дайте ручку; дайте книгу. Это восприятие уже более сложной фразы, где логическое ударение перенесено с уже знакомого на новое слово. Фразы «дайте карандаш», «дайте ручку» логопед на первых занятиях обязательно сопровождает указательным жестом. Таким образом, усложняются инструкции, предъявляемые больному на слух. Больной приучается воспринимать двусловную фразу.

    Если в побудительных заданиях больным с моторной афазией логическое ударение выделяет глаголы, предлоги, наречия, то при использовании побудительной речи у боль­ных с сенсорной афазией логическое^ фразовое ударение в речи логопеда падает на существительные, что соответству­ет задачам предупреждения аграмматизма, характерного для этой группы больных.

    Это использование побудительной речи на самом ран­нем этапе подводит больного к более сложным видам рабо­ты, приучает его к слушанию речи и вычленению слова из речевого потока. В дальнейшем работа с больными сенсор­ной афазией проводится уже на другом уровне, в процессе восприятия нефонематических признаков слова (длина, ударение и т. п.), с постепенным подведением его к фонема­тическому восприятию речи.

    Однако это уже более поздний этап работы, требующий осознанного участия больного в восстановительном про­цессе.

    Для выработки у больного с сенсорной афазией смысло-различительного, фонематического слуха, т. е. восстановле­ния правильного звукового анализа слова и получения кон­стантных и обобщенных звуковых групп, целесообразно применять методику Бейн (1964).

    Вследствие кажущейся близости методик стимулирова­ния понимания речи на слух при различных формах афа­зии остановимся еще раз на вопросе дифференцированного

    использования лексического материала и побудительной интонации в целях стимулирования понимания речи у боль­ных с афазией.

    В работе с этими больными надо иметь в виду принци­пиальное различие в нарушении внутренней речи при сен­сорной и моторной афазии.

    В норме для внутренней речи характерен предикатив­ный, глагольный строй (Л. С. Выготский, 1956, 1960). У больных с моторной афазией грубо нарушается внутренняя речь, поэтому в их устной речи часто наблюдается так на­зываемый аграмматизм типа «телеграфного стиля». В свя­зи с этим в работе с этими больными делается акцент на восстановлении глагольной стороны речи и в целях преду­преждения свойственного их речи аграмматизма логиче­ское ударение переносится на глаголы. Иначе говоря, здесь избегается называние предметов.

    При сенсорной афазии, как показали исследования Э. С. Бейн (1948, 1954, 1957), внутренняя речь относитель­но сохранна, синтаксис устной речи этих больных весьма отличен от номинативного, вещественного строя речи при моторной афазии. В речи больных отмечается большое чис­ло глаголов, служебных слов, местоимений, и наряду с этим — сравнительно бедный номинативный, предметный словарный состав.

    Применение побудительной речи на первом этапе рабо­ты с больными сенсорной афазией приучает их слушать речь, вычленять части предложения, главным образом до­полнения, подводит их к этапу осознанного овладения фо­нематическим слухом. Такое специальное внимание логопе­да к словам-существительным должно содействовать пре­дупреждению аграмматизма, свойственного больным с сен­сорной афазией.

    Итак, дифференцированное использование побудитель­ной формы речи в восстановительной работе при моторной, сенсорной и тотальной афазии достигается с помощью на­правленного применения логического ударения, различных интонаций, а также мимики и пантомимики.

    В связи с тем что восприятие речи основывается на ана­лизе и синтезе элементов звукового потока, который осуще­ствляется совместной работой слухового и кинестетическо­го анализатора (Л. С. Выготский, 1956; А. Р Лурия, 1962), можно думать, что стимулирование слухового восприя­тия речи имеет значение и для растормаживания речи боль­ных.

    растормаживай и е экспрессивной стороны речи у больных с моторной афазией

    На сохранность при афазии музических функций и возможность использования пения 1 и автоматизированных речевых рядов в целях восстановления речи указывали многие отечественные и зарубежные специалисты (С. Н. Давиденков, 1915; Ю. А. Флоренская, 1949; L. Granich, 1947; Е. М. Батурина, 1958, и др.). А. Р. Лурия (1962) отмечает, что сохранность автоматизированной ре­чи является одним из необходимых условий для осуще­ствления плавного развернутого высказывания. Однако венгерские афазиологи Vargha и Gereb (1959) дают под­робное описание и обоснование этих видов работы в ре-зидуальной стадии восстановления.

    Как показал наш опыт, пение и автоматизированные речевые ряды могут быть использованы в целях растор-маживания речи и на раннем этапе после инсульта при пассивном участии больного в восстановительном про­цессе. Мы широко применяли их в целях растормажива-ния экспрессивной стороны речи при моторной афазии.

    Содержание методики. Как правило, растор-маживание экспрессивной стороны речи следует начинать с выяснения круга хорошо знакомых и любимых больным песен. Это выяснение проводится в процессе беседы, когда логопед называет или напевает больному различные пес­ни, а больной знаками показывает, насколько хорошо они ему известны. Если больной находится еще в относительно тяжелом состоянии и плохо понимает чужую речь, то об узнавании напеваемой мелодии можно судить по эмоцио­нально-мимической реакции больного.

    После выявления мелодий, на которые больной дает положительную эмоциональную реакцию, логопед отби­рает одну из них и на каждом занятии 5—6 раз напевает ему эту мелодию (сначала без слов). При этом логопед побуждает больного мимикой и словесной инструкцией к совместному пению.

    1 И. А. Бодуэн де Куртене (1963), Stocked и Tressov (1945) счи­тают, что пение является старейшей и наиболее упроченной формой че­ловеческого способа выражения.


    Как показал наш опыт, на первых двух^ занятиях по этой методике при сопряженном с логопедом напевании растормаживаются и выявляются контуры и ритм мело­дии, паузы, делящие мелодию на синтагмы, интонацион­

    ные ударения и т. п. На 3—4-м занятии восстанавливается относительно правильное продуцирование мелодии. В дальнейшем (5—7-е занятие) намечается и постепенно расширяется возможность произнесения больным в неко­торых словах текста песни ударных гласных, губных со­гласных звуков и последних рифмующихся слогов. В про­цессе этих и последующих 2—3 занятий все более выяв­ляется звуковой рисунок слов, который со временем ста­новится все более полным, четким, развернутым.

    Уже с 3—4-го занятия возникает необходимость ис­пользования других речевых рядов. Это вносит разнооб­разие в работу, помогает расширить словарь больного и позволяет избежать фиксирования его внимания на каких-то отдельных словах и закрепления каких-то определен­ных грамматических категорий (падеж, род и т. п.).

    Наряду с пением в этой работе большое место зани­мает порядковый счет от 1 до 10, который также является устойчивым автоматизированным видом речевой деятель­ности. Он включает относительно короткие слова с повто­ряющимися слогами.

    На 6—8-м занятии, а иногда и раньше вводится назы­вание дней недели, месяцев, перечисление пальцев руки. Тем самым делается попытка растормаживания произне­сения более сложных в звуковом отношении и нерифмо­ванных слов. Позже можно использовать чтение хорошо знакомых больному стихотворений. В некоторых случаях растормаживание речи с помощью пения и автоматизи­рованных речевых рядов протекает несколько быстрее.

    Возникшие в процессе пения или произнесения других речевых рядов слова закреплялись с помощью сопряжен­но-отраженного повторения вслед за логопедом, с опорой на специально подобранные картинки и цифры. Уже на 8—12-м занятии обычно отпадает необходимость сопря­женного повторения с логопедом того или иного речевого ряда, появляется возможность отраженного произнесения слов текста песни, чисел цифрового ряда и т. п.

    В отдельных случаях не рекомендуется растормажива­ние речи с помощью пения и автоматизированных речевых рядов. Это касается тех больных, которые сразу начинают хорошо, свободно петь вместе с логопедом. Пение в дан­ном случае нецелесообразно, более того — оно противопо­казано, как противопоказано повторение стереотипных фраз, речевых эмболов и т. п. Не всегда возможно ис­пользование пения и автоматизированных речевых рядов

    при наличии у больного амузии, расстройства воспроизве­дения ритмов, грубой апраксии артикуляционного аппа­рата и стойкого речевого эмбола.

    Важно, что вслед за возможностью повторения рече­вого ряда больному становится доступно повторение вместе с логопедом и других слов, произносимых в ритме этого ряда, но не входящих в его контекст. Эти слова по­степенно начинают входить в активный словарь больного, однако наиболее быстрое накопление активного слова­ря протекает уже в процессе использования методики, стимулирующей элементарное устное высказывание больного.

    В результате использования методики растормажива-ния экспрессивной стороны речи с помощью пения и ав­томатизированных речевых рядов, а также стимулирова­ния понимания речи на слух у больных создаются пред­посылки к восстановлению внутреннего интонирования, внутренней мелодики речи. Использование логопедом со­пряженной речи, протекающей напевно, богатой плавно­стью интонационных переходов, гаммообразностью, яв­ляется мостиком к появлению возможности повторения больным речевых периодов, состоящих из фраз, делимых на синтагмы.

    Использование при афазии автоматизированных рече­вых рядов играет и более широкую пусковую роль. Оно, во-первых, восстанавливает ритм речевого высказывания с определенными интонационными подъемами и спадами, во-вторых, ведет восстановление речи не от слова к фразе, а от фразы к слову; в-третьих, само использование развер­нутого грамматического текста различных речевых авто­матизированных рядов исключает насыщение речи боль­ного словами номинативного характера и тем самым спо­собствует предупреждению аграмматизма типа «телеграф­ного стиля».

    Растормаживающий эффект данной методики безус­ловно связан с упрочненностью автоматизированной речи и эмоциональным воздействием пения (М. К. Шохор-Троцкая, 1966).

    В некоторых случаях не рекомендуется уделять много внимания пению и автоматизированным речевым рядам, а также сопряженному повторению. Это касается тех боль­ных, у которых наблюдается спонтанное восстановление автоматизированной и повторной речи. Для растормажи-вания и стимулирования речи этих больных рекомендуется



    Источник: znate.ru
    Просмотров: 3605 | Добавил: sormaccon | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0

      Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz